• "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь!               Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"

Обобщенная информация о кассовом оборудовании.

19.08.2024
I.    О  кассовом оборудовании при продаже маркируемых товаров в 2025 году
С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 10-1 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В Республике Беларусь 121,6 тысяч субъектов хозяйствования используют 271,6 тыс. единиц кассового оборудования, которое подлежит замене (обновлению).
В соответствии с Планом мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию, утвержденным Министром по налогам и сборам Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, работы по замене (обновлению) парка кассового оборудования в Республике Беларусь, соответствующего новым требованиям, должны быть завершены:
до 1 января 2025 года – у субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации;
до 1 апреля 2025 года – у субъектов хозяйствования, не осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
По состоянию на 02.08.2024 в Республике Беларусь:
допущены к использованию 3 модели кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, которые могут использоваться в сфере услуг, транспорта и торговли, но не для реализации маркированных товаров. Это кассовые аппараты ООО «ПРОФИСЕРВ» (PS ПБПМ), ООО «Белсчеттехника» (БСТ-микро-Ф), ООО «ПРИБОРСЕРВИС» (ОКА МК); допущены к использованию 3 модели программных касс, которые можно использовать при реализации маркированных товаров. Это программные кассы, размещенные в центрах обработки данных РУП «Издательство «Белбланкавыд» (Online-касса), ООО «ЛВО» (LIGHT KASSA BEL), ООО «АЙМЛЭБ» (IKASSA Dusik Cloud).
В настоящее время проходят оценку еще 6 моделей программных касс, которые можно использовать при реализации маркированных товаров.
Ассоциация «Кассовые аппараты, компьютерные системы и торгово-технологическое оборудование» проинформировала, что по состоянию на 1 июля 2024 года заявителями продолжалась работа по доработке (разработке) программного обеспечения 25 моделей кассовых аппаратов под новые требования. По 13 моделям кассовых аппаратов готовность составляет от 70% до 99%, по 1 модели готовность доработки составляет 50%, по 7 моделям готовность доработки составляет от 10% до 30%, по 4 моделям программное обеспечение не дорабатывалось по различным причинам. Ассоциацией также заявлено об отказе в доработке следующих 10 моделей кассовых суммирующих аппаратов:
POS-терминал «PS-POS» (исполнение ECU) с пакетом прикладных программ «PS Торговля+» версии 2.0 (заявитель ООО «ПРОФИСЕРВ»);
пакеты прикладных программ:
Фармасервис/Розница, версия ПО 6.0.9 (заявитель ООО «ТУССОН»);
Рест:Фронт:Касса версия ПО 4.0 (заявитель ООО «ККС»);
POSitive:Сheek версия ПО 2.9 (заявитель ООО «ККС»);
POSitive:Сash версия ПО 2.9 (заявитель ООО «ККС»);
POS BW: Касса версия ПО 4.97 (заявитель ООО «ККС»);
likoFront версия ПО 7.1 (заявитель ООО «ККС»).
Тем самым усматриваются высокие риски недоработки и не поставки кассовых аппаратов в сроки, позволяющие в нормальном режиме заменить или обновить их у пользователей.
Чтобы избежать напряженности и негативных последствий для пользователей кассового оборудования, рекомендуем пользователям кассовых суммирующих аппаратов, в первую очередь моделей, которые не будут дорабатываться, незамедлительно обращаться к вышеуказанным операторам программных кассовых систем и переходить на использование программных касс. Это позволит в плановом режиме заменить ваше кассовое оборудование, избежать очередей, а также привлечения к административной ответственности.
Также предлагаем всем пользователям кассового оборудования уже сейчас обратиться к операторам программных кассовых систем (РУП «Издательство «Белбланкавыд», ООО «ЛВО», ООО «АЙЭМЛЭБ», ООО «Настоящая цифровая», ООО «Центр программных инноваций»), производителям кассовых аппаратов (ООО «ПРОФИСЕРВ», ООО «Белсчеттехника», ООО «ПРИБОРСЕРВИС»), для заключения договоров на поставку кассового оборудования и установления мер ответственности за их несоблюдение, подачи заявок на замену (обновление) программных касс и кассовых аппаратов. Это необходимо для планирования работы операторов программных кассовых систем, производителей (заявителей) кассовых аппаратов, центров технического обслуживания, РУП «Информационно – издательский центр по налогам и сборам», а также для планирования работы ваших объектов торговли и оказания услуг.
Если сегодня вами не будут предприняты необходимые меры по замене или обновлению вашего кассового оборудования, завтра вы столкнетесь с рядом проблем, включая очереди и длительные ожидания центров технического обслуживания, операторов программных касс, которые не позволят вам к запланированным срокам, а именно к 1 января 2025 года и к 1 апреля 2025 года обновить кассовое оборудование.
На сайте МНС размещен перечень моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов (далее - КСА), которые не могут быть доработаны заявителями до соответствия новым требованиям к КСА (по состоянию на 26.07.2024). Ознакомиться С перечнем можно в разделе «Налоговый контроль/Контроль за приемом средств платежа и использованием кассового и иного оборудования».
2. Проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.
При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748).
3. При реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, средств идентификации и (или) УКЗ, а также формирование в платежном документе информации, определенной:
- в требованиях к кассовому суммирующему аппарату согласно постановлению Министерства по налогам и сборам, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99 (далее - постановление № 29/99);
- в требованиях к программной кассе согласно постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 №10  (далее - постановление № 10).
Обращаем внимание, что в случае если кассовое оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного кода маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована возможность передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного считывания такого номера.
При реализации в кассовом оборудовании такого функционала, эта особенность должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, включающей руководство пользователя, а также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям.
При использовании такого функционала ответственность за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный товар, и GTIN, включенного в код маркировки и переданного в СККО) возлагается на субъекта торговли, реализующего товары, подлежащие маркировке.

II.    Основные изменения порядка использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа с 01.07.2025
Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. №712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление) вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволяет субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается постановлением.
1. Постановлением сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
Так, постановлением предусматривается исключение из пункта 35 Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:  
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
2. Расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 1-1 к постановлению № 924/16, путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Таким образом, включение в приложение 1-1 к постановлению №924/16 не подразумевает использование карточного платежного терминала. В перечисленных случаях должно быть обеспечено использование платежного терминала, в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного терминала). Также возможно использование продавцами при приеме платежей в свой адрес QR-кода в качестве платежного терминала в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.
3. Постановлением предусматривается, совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь, а именно:
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть установлено СКНО или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО (данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен  взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами
и в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен  взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.
Кроме того, предусматривается возможность использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с установленным СКНО и программных касс требованиям, установленным пунктом 10-1 Положения №924/16 (считывание кода маркировки, дифференцированный учет товаров).
Министерство по налогам и сборам ещё раз напоминает, что с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины модели (модификации), которые включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, соответствующие требованиям постановления № 29/99, пункта 10-1 Положения № 924/16. Чтобы избежать нежелательных последствий рекомендуем пользователям кассовых суммирующих аппаратов, в первую очередь моделей, которые не будут дорабатываться, обратиться к операторам программных кассовых систем и переходить на использование программных касс.
С 1 июля 2025 года за использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, к субъектам хозяйствования будет применяться административная ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования (статья 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Сроки перехода на новое кассовое оборудование определены и переноситься не будут!!!
III.    Дополнительная информация по данным вопросам.
Наименование операторов программных кассовых систем:
1.    ООО «АЙЭМЛЭМ» 220012, г. Минск, ул.Толбухина, 3а, офис 106 а, тел.+375296010393;
2.    ООО «НАСТОЯЩАЯ ЦИФРОВАЯ», 220116, г. Минск, пр.Газеты «Правда», 1 офис 321, кабинет 20, тел.+375297873020,+375447873020;
3.    РУП «ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛБЛАНКАВЫД», 220049, г. Минск, ул.Кнорина, 17, тел. +375296447220;
4.    ООО «ЦЕНТР ПРОГРАММНЫХ ИННОВАЦИЙ», 220037, г.Минск, ул.Сурганова,57Б, офис 168, тел +375173434346;
5.    ООО «Лайт Вел Организейшн», 220012, г. Минск, ул.Натуралистов, 3 (почтовый адрес), г. Минск, ул.Стариновская, д.25, пом.9Н (местонахождение), тел.+375173633600.
Информация предоставлена МНС и направлена инспекцией МНС по г.Барановичи.

Год мира и созидания 85-летие Брестской области Геноцид белорусского народа Национальный конкурс «Предприниматель года» О содействии занятости населения Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Сбор предложений по проблемным вопросам законодательства Республиканский конкурс "Семья года" - 2024 Лицензирование ПОМОЩЬ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Карта запретов и ограничений на посещение лесов Мобильная группа Барановичского горисполкома Защита прав потребителей Уведомления о начале осуществления вида экономической деятельности Совет по развитию предпринимательства Умный город Рейтинг организаций ЗОЖ Здоровый город Здоровые города Брестчины Карта здоровья Официальный сайт Республики Беларусь Активное долголетие Гендерная статистика Занятость молодежи
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Брестский облисполком
Национальный прававой интернет-портал Республики Беларусь
Национальный центр электронных услуг