Министерство по налогам и сборам во взаимодействии с Национальным банком рассмотрело вопрос по использованию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары, выполняющими работы, оказывающими услуги в объектах, и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) QR-кода в качестве платежного терминала в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг при приеме платежей в свой адрес, и сообщает следующее.
В соответствии с частью второй подпункта 2.10 пункта 2 постановления № 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в объектах, и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1, при приеме платежей в свой адрес используют платежные терминалы в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.
Справочно. Согласно приложению 3 к постановлению № 924/16 платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
В соответствии с позицией Нацбанка, представленной в адрес МНС письмом от 01.07.2024 № 77-17/96, определение платежного терминала, приведенное в приложении 3 к постановлению № 924/16, является универсальным и позволяет применять его при приеме платежей с использованием банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов.
Так, при осуществлении оплаты за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги покупатель сканирует QR-код посредством платежного инструмента в виде мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве покупателя, происходит формирование платежного указания и инициирование платежа с использованием программно-технического средства (мобильного устройства покупателя и мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве), являющегося в данном случае платежным терминалом.
Таким образом, выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по использованию платежного терминала в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование платежного терминала, поскольку выполнение данной обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи.
Справочно. Согласно приложению 1-1 к постановлению N 924/16 на данный момент платежные терминалы обязательны для использования в следующих объектах (при осуществлении следующих видов деятельности):
1. Розничная торговля новыми и подержанными автомобильными транспортными средствами, мотоциклами.
2. Розничная торговля мехами и меховыми изделиями.
3. Розничная торговля предметами антиквариата.
4. Развозная торговля.
5. Услуги агроэкотуризма.
6. Услуги ксерокопирования и сканирования.
7. Аренда легковых и грузовых автомобилей без водителя.
8. Деятельность хостелов (молодежных гостиниц).
9. Услуги по доставке продукции общественного питания.
Кроме того, с 01.07.2025 данный перечень объектов (видов деятельности), в которых должны будут использовать платежные терминалы)дополняется следующими позициями:
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Информация доведена Министерством по налогам и сборам и предоставлена инспекцией МНС по г.Барановичи.