О кассовом оборудовании при продаже маркируемых товаров в 2025 году
С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 10-1 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Однако, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 года № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 704/22) предусматривается упрощение требований в части осуществления дифференцированного учета данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию.
С 1 июля 2025 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о всех реализуемых товарах, как подлежащих, так и не подлежащих маркировке, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта. Учитывая, что выполнение такой обязанности повлечет дополнительные затраты для субъектов малого и среднего бизнеса, в небольших торговых объектах (до 200 квадратных метров), на рынках или вне торговых объектов, постановлением № 704/22 внесены изменения в абзац третий части первой пункта 10-1 Положения, предусматривающих, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 Положения, только в отношении товаров, подлежащих маркировке.
Кроме того, постановлением № 704/22 вносятся изменения в часть пятую пункта 1 Положения, предусматривающие, что требования, в части продажи маркированных товаров, предъявляемые Положением, применяются при продаже товаров, подлежащих маркировке на территории Республики Беларусь.
Указанные изменения вступают в силу также с 1 июля 2025 г.
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В Республике Беларусь 121,6 тысяч субъектов хозяйствования используют 271,6 тыс. единиц кассового оборудования, которое подлежит замене (обновлению).
В соответствии с Планом мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию, утвержденным Министром по налогам и сборам Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, работы по замене (обновлению) парка кассового оборудования в Республике Беларусь, соответствующего новым требованиям, должны быть завершены:
до 1 января 2025 года – у субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации;
до 1 апреля 2025 года – у субъектов хозяйствования, не осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
По состоянию на 21.10.2024 в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, включено 9 моделей кассовых суммирующих аппаратов, соответствующих новым требованиям (в том числе 3 предназначены для реализации товаров, подлежащих маркировке), и допущены к использованию на территории Республики Беларусь 10 моделей программных касс, соответствующих новым требованиям (все модели программных касс обеспечивают реализацию товаров, подлежащих маркировке, дифференцированный учет данных о товарах).
Перечни моделей кассового оборудования, соответствующие новым требования, размещены на официальном сайте МНС по адресу:
https://nalog.gov.by/tax control/payment control/
Во избежание напряженности и негативных последствий, в том числе привлечения к административной ответственности, Вам необходимо заранее побеспокоиться о замене используемого кассового оборудования при реализации маркированных товаров.
II. Основные изменения порядка использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа с 01.07.2025
Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. №712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление) вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволяет субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается постановлением.
1. Постановлением сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
Так, постановлением предусматривается исключение из пункта 35 Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
2. Расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 1-1 к постановлению № 924/16, путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Таким образом, включение в приложение 1-1 к постановлению №924/16 не подразумевает использование карточного платежного терминала. В перечисленных случаях должно быть обеспечено использование платежного терминала, в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного терминала). Также возможно использование продавцами при приеме платежей в свой адрес QR-кода в качестве платежного терминала в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.
3. Постановлением предусматривается, совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь, а именно:
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть установлено СКНО или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО (данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами
и в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.
Кроме того, предусматривается возможность использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с установленным СКНО и программных касс требованиям, установленным пунктом 10-1 Положения №924/16 (считывание кода маркировки, дифференцированный учет товаров).
Обращаем внимание, что постановлением № 704/22 предусматривается урегулирование отдельных вопросов по использованию с 1 июля 2025 г. торговых автоматов для продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг. Поскольку в настоящее время производителями кассовых аппаратов и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям, постановлением № 704/22 внесены изменения в части вторую и третью подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), предусматривающие перенос обязанности по использованию торговых автоматов c установленным (встроенным) кассовым оборудованием на 1 июля 2026 г.
Данные изменения позволят операторам программных кассовых систем и производителям кассового оборудования сконцентрировать усилия на доработке кассового оборудования на соответствие требованиям постановления № 29/99 и подачу заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) кассового оборудования, для включения в Государственный реестр.
III. Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г.Барановичи обращает внимание, что используемое в настоящее время кассовое оборудование должно быть доработано до соответствия новым требованиям либо заменено:
- при реализации маркированных товаров - не позднее 01.01.2025;
- при оказании услуг, выполнении работ, реализации товаров, не подлежащих маркировке, - не позднее 01.04.2025.
Напоминаем, что с 1 июля 2025 года за использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, к субъектам хозяйствования будет применяться административная ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования (статья 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Сроки перехода на новое кассовое оборудование определены и переноситься не будут!!!