• "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь!               Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"

О кассовом оборудовании.

28.10.2024
О кассовом оборудовании при продаже маркируемых товаров в 2025 году
С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 10-1 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Однако, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 года № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 704/22) предусматривается упрощение требований в части осуществления дифференцированного учета данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию.
С 1 июля 2025 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о всех реализуемых товарах, как подлежащих, так и не подлежащих маркировке, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта. Учитывая, что выполнение такой обязанности повлечет дополнительные затраты для субъектов малого и среднего бизнеса, в небольших торговых объектах (до 200 квадратных метров), на рынках или вне торговых объектов, постановлением № 704/22 внесены изменения в абзац третий части первой пункта 10-1 Положения, предусматривающих, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 Положения, только в отношении товаров, подлежащих маркировке.
Кроме того, постановлением № 704/22 вносятся изменения в часть пятую пункта 1 Положения, предусматривающие, что требования, в части продажи маркированных товаров, предъявляемые Положением, применяются при продаже товаров, подлежащих маркировке на территории Республики Беларусь.
Указанные изменения вступают в силу также с 1 июля 2025 г.
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В Республике Беларусь 121,6 тысяч субъектов хозяйствования используют 271,6 тыс. единиц кассового оборудования, которое подлежит замене (обновлению).
В соответствии с Планом мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию, утвержденным Министром по налогам и сборам Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, работы по замене (обновлению) парка кассового оборудования в Республике Беларусь, соответствующего новым требованиям, должны быть завершены:
до 1 января 2025 года – у субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации;
до 1 апреля 2025 года – у субъектов хозяйствования, не осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
По состоянию на 21.10.2024 в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, включено 9 моделей кассовых суммирующих аппаратов,  соответствующих новым требованиям (в том числе 3 предназначены для реализации товаров, подлежащих маркировке), и допущены к использованию на территории Республики Беларусь 10 моделей программных касс, соответствующих новым требованиям (все модели программных касс обеспечивают реализацию товаров, подлежащих маркировке, дифференцированный учет данных о товарах).
Перечни моделей кассового оборудования, соответствующие новым требования, размещены на официальном сайте МНС по адресу:
https://nalog.gov.by/tax control/payment control/         
Во избежание напряженности и негативных последствий, в том числе привлечения к административной ответственности, Вам необходимо заранее побеспокоиться о замене используемого кассового оборудования при реализации маркированных товаров.  
II.    Основные изменения порядка использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа с 01.07.2025
Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. №712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление) вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволяет субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается постановлением.
1. Постановлением сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
Так, постановлением предусматривается исключение из пункта 35 Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:  
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
2. Расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 1-1 к постановлению № 924/16, путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением "Белорусская железная дорога";
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Таким образом, включение в приложение 1-1 к постановлению №924/16 не подразумевает использование карточного платежного терминала. В перечисленных случаях должно быть обеспечено использование платежного терминала, в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного терминала). Также возможно использование продавцами при приеме платежей в свой адрес QR-кода в качестве платежного терминала в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.
3. Постановлением предусматривается, совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь, а именно:
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть установлено СКНО или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО (данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен  взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами
и в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен  взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.
Кроме того, предусматривается возможность использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с установленным СКНО и программных касс требованиям, установленным пунктом 10-1 Положения №924/16 (считывание кода маркировки, дифференцированный учет товаров).
Обращаем внимание, что постановлением № 704/22 предусматривается урегулирование отдельных вопросов по использованию с 1 июля 2025 г. торговых автоматов для продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг. Поскольку в настоящее время производителями кассовых аппаратов и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям, постановлением № 704/22 внесены изменения в части вторую и третью подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), предусматривающие перенос обязанности по использованию торговых автоматов c установленным (встроенным) кассовым оборудованием на 1 июля 2026 г.
Данные изменения позволят операторам программных кассовых систем и производителям кассового оборудования сконцентрировать усилия на доработке кассового оборудования на соответствие требованиям постановления № 29/99 и подачу заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) кассового оборудования, для включения в Государственный реестр.

III. Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г.Барановичи обращает внимание, что используемое в настоящее время кассовое оборудование должно быть доработано до соответствия новым требованиям либо заменено:
- при реализации маркированных товаров - не позднее 01.01.2025;
- при оказании услуг, выполнении работ, реализации товаров, не подлежащих маркировке, - не позднее 01.04.2025.
Напоминаем, что с 1 июля 2025 года за использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, к субъектам хозяйствования будет применяться административная ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования (статья 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Сроки перехода на новое кассовое оборудование определены и переноситься не будут!!!

Год мира и созидания Выборы 2025 85-летие Брестской области 80 лет Геноцид белорусского народа Национальный конкурс «Предприниматель года» О содействии занятости населения Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Сбор предложений по проблемным вопросам законодательства Республиканский конкурс "Семья года" - 2024 Лицензирование ПОМОЩЬ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Карта запретов и ограничений на посещение лесов Мобильная группа Барановичского горисполкома Защита прав потребителей Уведомления о начале осуществления вида экономической деятельности Совет по развитию предпринимательства Умный город Рейтинг организаций ЗОЖ Здоровые города Брестчины Карта здоровья Официальный сайт Республики Беларусь Активное долголетие Гендерная статистика Занятость молодежи Гуманитарное сотрудничество
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Брестский облисполком
Национальный прававой интернет-портал Республики Беларусь
Национальный центр электронных услуг