• "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь!               Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
Главная -  Экономика -  Умный город -  Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц

Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц

Умный регион

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №627 от 18.09.2019 «Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц» определена необходимость создания условий и принятие мер для ускоренного социально-экономического развития ряда административно-территориальных единиц:

- город Барановичи и Барановичский район;

- город Пинск и Пинский район;

- город Новополоцк;

- Полоцкий район;

- Мозырский район;

- Лидский район;

- Борисовский район;

- Молодечненский район;

- Солигорский район;

- город Бобруйск и Бобруйский район.

Этот документ развивает региональную политику по ускоренному развитию регионов, являющихся потенциальными центрами экономического роста, определенную в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 774. Согласно замыслу, в этих регионах планируется поднять уровень средней заработной платы, увеличить инвестиции в основной капитал и выручку от продажи товаров и услуг, а также увеличить собственные доходы местных бюджетов. Также планируется добиться увеличения количества занятого в экономике населения. Во исполнение Поручения Президента Республики Беларусь, данного 19 апреля 2019 г. во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, разработаны и утверждены решениями соответствующих облисполкомов Комплексные планы ускоренного развития указанных административно-территориальных единиц, одним из мероприятий которого является разработка и реализация концепции «Умный город».

«Умный город» – система, интегрирующая «умные» решения и организационные мероприятия для управления городским имуществом (активами) на основе современных ИКТ в целях улучшения качества жизни и удовлетворения нужд горожан, государственного и частного бизнеса, органов местного управления. «Умные» решения представляют собой электронные сервисы, предоставляющие потребителям необходимый функционал по доступу к информации и услугам, а также упрощающие взаимодействие между жителями, бизнесом и местной администрацией. «Умный город» – это не самоцель, он должен служить инструментом для повышения уровня и качества жизни людей, для развития экономики, социальной сферы, культуры и искусства.

В соответствии со стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. № 26), и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235

«Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы», Министерством связи и информатизации Республики Беларусь разработана и 5 июня 2019 г. утверждена Типовая концепция развития «умных городов» в Республике Беларусь. Особенностью данной концепции является ее распространение на целые регионы (административно – территориальные единицы). «Умный регион» рассматривается как территория инновационного развития, использующая цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности человеческой деятельности и конкурентоспособности экономики, при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в устойчивом развитии. Иными словами, «умный регион» – современное и технологичное пространство с единой информационной средой, в котором жителям будет удобно и приятно жить, бизнесу – активно развиваться, а местной администрации – своевременно и качественно решать задачи управления своими активами в интересах граждан и при их активном участии.

Развитие «умных регионов» предполагается по следующим направлениям.

Управление развитием региона путем внедрения автоматизированной информационно-управляющей системы, интегрированной с платформой активного вовлечения населения в решение вопросов регионального развития, в том числе путем оценки решений местных администраций, а также размещения идей и предложений по региональным проектам.

Жилищно-коммунальное хозяйство и распоряжение имуществом – предполагается внедрение систем автоматического учета потребления ресурсов, контроля технического состояния объектов инфраструктуры, сервисов информирования населения и сбора отзывов о работе коммунальных служб, сервисов по упрощению процессов распоряжения недвижимым имуществом и др.

Топливно-энергетический комплекс – оптимизации процессов потребления и учета энергии, ее генерации с наименьшими затратами и выбросами в окружающую среду.

Городское планирование и строительство – рациональное развитие инфраструктуры на основе актуализированных геопространственных данных в совокупности с объективной информацией об объектах.

Управление объектами инфраструктуры – внедрение разнообразных сервисов по мониторингу и управлению социально значимыми услугами: уличным освещением, ливневой канализацией, общественными парковками, работой дорожных служб и многими другими.

Общественная безопасность – развитие систем видеонаблюдения, мониторинга и своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и т.п.

Общественный и личный транспорт – обеспечение повышения уровня доступности, качества и безопасности транспортных услуг и передвижения на личном транспорте, а также оптимизация затрат на управление транспортной инфраструктурой путем цифровизации транспортной инфраструктуры («умные» остановки и светофоры, контроль движения общественного транспорта и электронный сбор оплаты за проезд в нем, фото-видеофиксация нарушения правил дорожного движения, сервисы заказа такси и аренды автомобилей, велосипедов и т.п.).

Здравоохранение и социальная защита населения. В сфере здравоохранения с помощью информационных технологий планируется решить задачи по гарантированию гражданам доступной и качественной медицинской помощи, а также превентивности диагностирования заболеваний и безопасности здоровья путем применения интеллектуальных систем для дистанционного мониторинга здоровья, использования электронных медицинских карт и технологий обработки больших данных на уровне диагностики и лечения пациентов. В области социальной защиты получат развитие сервисы по оформлению медицинских и иных видов страховых полисов, пособий и социальных выплат, и других услуг в электронном виде.

Образование – развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации с широким применением электронных средств обучения и сервисов (в том числе дистанционного обучения) и обеспечение оперативной адаптации учебных материалов к стремительному развитию информационных технологий.

Культура, туризм – развитие интерактивных способов презентации объектов и мероприятий, электронных сервисов-гидов по достопримечательностям, музеям и другим объектам культурного и исторического наследия (включая аудио и видео экскурсии по ним), интеграция с сервисами в области транспорта, общественного питания и гостиничного бизнеса.

Жизнедеятельность и досуг граждан – развитие единого информационного пространства региона, обеспечивающего доступ населению к интересующей информации и местным новостям, дистанционного приобретения товаров и оплаты услуг, переход к оказанию государственных услуг и административных процедур в электронном виде.

Экология – использование экологических карт региона и сервисов на их основе (публичный мониторинг качества воды, воздуха, состояния флоры и фауны, уровня шума, загруженности дорог и т.д.).

Приведенные направления и примеры совершенствования процессов не являются конечным перечнем технологий «умного региона». Едва ли не каждый день в мире появляются новые решения. Обладая необходимой инфраструктурой, кадровыми и материальными ресурсами, каждая административно-территориальная единица может инициировать и собственные инновации в части цифровых преобразований. В целом реализуемые решения по развитию «умного региона» должны быть ориентированы на упрощение и повышение качества протекающих в регионе процессов в том числе в части:

совершенствования механизмов местного управления;

формирования благоприятных условий жизнедеятельности и ведения предпринимательской деятельности;

создания условий для экономии расходования энергоресурсов;

улучшения экологической обстановки;

повышения уровня безопасности жизни и готовности служб к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации;

укрепления инновационного и экономического потенциала региона;

повышения уровня удовлетворенности граждан работой различных служб, в том числе посредством их активного вовлечения в принятие решений по развитию региона.

Залогом успеха в данном направлении является наличие понимания у руководства административно-территориальной единицы, что такие преобразования – наиболее эффективный путь развития, целей и задач внедрения технологий «умного региона», а также устранение препятствий по внедрению «умных» решений.

Для того, чтобы цифровые преобразования регионального развития в белорусских условиях осуществлялись более динамично, необходимо:

наличие в местном управлении кадров, обладающих знаниями и практическим опытом планирования и проведения работы по информатизации на уровне регионов в целях их развития;

в комплексных планах развития административно-территориальных единиц рассматривать информатизацию в качестве приоритетного направления и (или) источника эффективного развития;

информировать население о возможных решениях «умного региона»

и ожидаемых эффектах от их внедрения, учесть мнение жителей

о целесообразности тех или иных «умных» решений и особенностях их реализации.

Вместе с тем, в настоящее время цифровые преобразования регионального развития в белорусских условиях осуществляется медленно и основываются преимущественно на решениях, инициированных на республиканском уровне. К основным причинам подобной ситуации представляется возможным отнести:

отсутствие в местном управлении кадров, обладающих знаниями и практическим опытом планирования и проведения работы по информатизации на уровне регионов в целях их развития;

в комплексных планах развития административно-территориальных единиц информатизация не рассматривается в качестве приоритетного направления и (или) источника эффективного развития;

концентрация на решении проблем регионов традиционными способами, актуальными для этапа индустриального способа развития;

недостаточная информированность населения о возможных решениях «умного региона» и ожидаемых эффектах от их внедрения, отсутствие механизмов учета мнения жителей о целесообразности тех или иных «умных» решениях и особенностях их реализации.

В настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 293 по поручению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

ОАО «Гипросвязь» выполняется адаптация Типовой концепции развития «умных городов» в Республике Беларусь для указанных выше административно-территориальных единиц. В результате будут разработаны уточненные концепции развития «умных» административно-территориальных единиц, включая «дорожную карту» реализации концепций, содержащую перечень планируемых мероприятий (внедряемых «умных» решений) и ожидаемые результаты.

В процессе формирования перечня внедряемых «умных» решений необходимо учитывать наличие подобных решений, внедряемых на республиканском и областных уровнях, особенности развития каждой административно-территориальной единицы, имеющиеся потребности (жителей, бизнеса и органов местного управления), потенциальные «точки роста» региона и наличие необходимых условий для адаптации его жителей

к новым условиям. При отборе «умных» решений для включения

их в планируемую «дорожную карту» будут учтены их важность

для регионального социума в целом, социальная направленность, степень удовлетворения конкретных потребностей, возможность привлечения сторонних источников финансирования, наличие потенциальных исполнителей, степень интеграции с другими «умными» решениями, ожидаемые сроки реализации, состояние существующей нормативной правовой базы, имеющийся и планируемый уровни развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионе, мнение жителей об актуальности, целесообразности и важности предлагаемых решений, готовность населения, бизнеса и администрации региона к их внедрению и другие существенные факторы. Окончательный отбор решений, включаемых в «дорожную карту», будет произведен по результатам широкого обсуждения, оценки и согласования с последующим утверждением документа руководителем административно-территориальной единицы.

Потенциальные «точки роста» в регионе определяются наличием неиспользуемых или используемых неэффективно ресурсов (людских, материальных), которые могут быть эффективно использованы в производстве товаров или услуг с применением современных ИКТ. Поиск таких потенциальных «точек роста» требует наличия полной и достоверной информации о занятости населения в регионе, уровне квалификации потенциальных работников и возможности их обучения, наличии свободных (не используемых в производстве) площадей, состояния транспортных коммуникаций, залежей полезных ископаемых, возможностей по производству предприятиями промышленности и сельского хозяйства различных видов продукции, наличия и специфику учреждений высшего и среднего специального образования, существующей специализации региона на производстве конкретных видов продукции и других факторов.

В целях учета мнения населения и бизнес-сообщества региона о актуальности, целесообразности и важности возможных «умных» решений, существующих неудовлетворенных потребностях жителей и бизнес-сообщества, наличии потенциальных «точек роста», а также иных возможностях, позволяющих организовать производство товаров или услуг с высокой добавленной стоимостью на основе современных ИКТ, руководство ОАО «Гипросвязь» просит заинтересованных лиц сообщить свое мнение в произвольной форме по электронной почте aup@giprosvjaz.by.

Год мира и созидания Выборы 2025 85-летие Брестской области 80 лет Геноцид белорусского народа Национальный конкурс «Предприниматель года» О содействии занятости населения Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Сбор предложений по проблемным вопросам законодательства Республиканский конкурс "Семья года" - 2024 Лицензирование ПОМОЩЬ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Карта запретов и ограничений на посещение лесов Мобильная группа Барановичского горисполкома Защита прав потребителей Уведомления о начале осуществления вида экономической деятельности Совет по развитию предпринимательства Умный город Рейтинг организаций ЗОЖ Здоровые города Брестчины Карта здоровья Официальный сайт Республики Беларусь Активное долголетие Гендерная статистика Занятость молодежи Гуманитарное сотрудничество
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Брестский облисполком
Национальный прававой интернет-портал Республики Беларусь
Национальный центр электронных услуг