Умный регион
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №627 от 18.09.2019 «Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц» определена необходимость создания условий и принятие мер для ускоренного социально-экономического развития ряда административно-территориальных единиц:
- город Барановичи и Барановичский район;
- город Пинск и Пинский район;
- город Новополоцк;
- Полоцкий район;
- Мозырский район;
- Лидский район;
- Борисовский район;
- Молодечненский район;
- Солигорский район;
- город Бобруйск и Бобруйский район.
Этот документ развивает региональную политику по ускоренному развитию регионов, являющихся потенциальными центрами экономического роста, определенную в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 774. Согласно замыслу, в этих регионах планируется поднять уровень средней заработной платы, увеличить инвестиции в основной капитал и выручку от продажи товаров и услуг, а также увеличить собственные доходы местных бюджетов. Также планируется добиться увеличения количества занятого в экономике населения. Во исполнение Поручения Президента Республики Беларусь, данного 19 апреля 2019 г. во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, разработаны и утверждены решениями соответствующих облисполкомов Комплексные планы ускоренного развития указанных административно-территориальных единиц, одним из мероприятий которого является разработка и реализация концепции «Умный город».
«Умный город» – система, интегрирующая «умные» решения и организационные мероприятия для управления городским имуществом (активами) на основе современных ИКТ в целях улучшения качества жизни и удовлетворения нужд горожан, государственного и частного бизнеса, органов местного управления. «Умные» решения представляют собой электронные сервисы, предоставляющие потребителям необходимый функционал по доступу к информации и услугам, а также упрощающие взаимодействие между жителями, бизнесом и местной администрацией. «Умный город» – это не самоцель, он должен служить инструментом для повышения уровня и качества жизни людей, для развития экономики, социальной сферы, культуры и искусства.
В соответствии со стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. № 26), и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235
«Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы», Министерством связи и информатизации Республики Беларусь разработана и 5 июня 2019 г. утверждена Типовая концепция развития «умных городов» в Республике Беларусь. Особенностью данной концепции является ее распространение на целые регионы (административно – территориальные единицы). «Умный регион» рассматривается как территория инновационного развития, использующая цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности человеческой деятельности и конкурентоспособности экономики, при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в устойчивом развитии. Иными словами, «умный регион» – современное и технологичное пространство с единой информационной средой, в котором жителям будет удобно и приятно жить, бизнесу – активно развиваться, а местной администрации – своевременно и качественно решать задачи управления своими активами в интересах граждан и при их активном участии.
Развитие «умных регионов» предполагается по следующим направлениям.
Управление развитием региона путем внедрения автоматизированной информационно-управляющей системы, интегрированной с платформой активного вовлечения населения в решение вопросов регионального развития, в том числе путем оценки решений местных администраций, а также размещения идей и предложений по региональным проектам.
Жилищно-коммунальное хозяйство и распоряжение имуществом – предполагается внедрение систем автоматического учета потребления ресурсов, контроля технического состояния объектов инфраструктуры, сервисов информирования населения и сбора отзывов о работе коммунальных служб, сервисов по упрощению процессов распоряжения недвижимым имуществом и др.
Топливно-энергетический комплекс – оптимизации процессов потребления и учета энергии, ее генерации с наименьшими затратами и выбросами в окружающую среду.
Городское планирование и строительство – рациональное развитие инфраструктуры на основе актуализированных геопространственных данных в совокупности с объективной информацией об объектах.
Управление объектами инфраструктуры – внедрение разнообразных сервисов по мониторингу и управлению социально значимыми услугами: уличным освещением, ливневой канализацией, общественными парковками, работой дорожных служб и многими другими.
Общественная безопасность – развитие систем видеонаблюдения, мониторинга и своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и т.п.
Общественный и личный транспорт – обеспечение повышения уровня доступности, качества и безопасности транспортных услуг и передвижения на личном транспорте, а также оптимизация затрат на управление транспортной инфраструктурой путем цифровизации транспортной инфраструктуры («умные» остановки и светофоры, контроль движения общественного транспорта и электронный сбор оплаты за проезд в нем, фото-видеофиксация нарушения правил дорожного движения, сервисы заказа такси и аренды автомобилей, велосипедов и т.п.).
Здравоохранение и социальная защита населения. В сфере здравоохранения с помощью информационных технологий планируется решить задачи по гарантированию гражданам доступной и качественной медицинской помощи, а также превентивности диагностирования заболеваний и безопасности здоровья путем применения интеллектуальных систем для дистанционного мониторинга здоровья, использования электронных медицинских карт и технологий обработки больших данных на уровне диагностики и лечения пациентов. В области социальной защиты получат развитие сервисы по оформлению медицинских и иных видов страховых полисов, пособий и социальных выплат, и других услуг в электронном виде.
Образование – развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации с широким применением электронных средств обучения и сервисов (в том числе дистанционного обучения) и обеспечение оперативной адаптации учебных материалов к стремительному развитию информационных технологий.
Культура, туризм – развитие интерактивных способов презентации объектов и мероприятий, электронных сервисов-гидов по достопримечательностям, музеям и другим объектам культурного и исторического наследия (включая аудио и видео экскурсии по ним), интеграция с сервисами в области транспорта, общественного питания и гостиничного бизнеса.
Жизнедеятельность и досуг граждан – развитие единого информационного пространства региона, обеспечивающего доступ населению к интересующей информации и местным новостям, дистанционного приобретения товаров и оплаты услуг, переход к оказанию государственных услуг и административных процедур в электронном виде.
Экология – использование экологических карт региона и сервисов на их основе (публичный мониторинг качества воды, воздуха, состояния флоры и фауны, уровня шума, загруженности дорог и т.д.).
Приведенные направления и примеры совершенствования процессов не являются конечным перечнем технологий «умного региона». Едва ли не каждый день в мире появляются новые решения. Обладая необходимой инфраструктурой, кадровыми и материальными ресурсами, каждая административно-территориальная единица может инициировать и собственные инновации в части цифровых преобразований. В целом реализуемые решения по развитию «умного региона» должны быть ориентированы на упрощение и повышение качества протекающих в регионе процессов в том числе в части:
совершенствования механизмов местного управления;
формирования благоприятных условий жизнедеятельности и ведения предпринимательской деятельности;
создания условий для экономии расходования энергоресурсов;
улучшения экологической обстановки;
повышения уровня безопасности жизни и готовности служб к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации;
укрепления инновационного и экономического потенциала региона;
повышения уровня удовлетворенности граждан работой различных служб, в том числе посредством их активного вовлечения в принятие решений по развитию региона.
Залогом успеха в данном направлении является наличие понимания у руководства административно-территориальной единицы, что такие преобразования – наиболее эффективный путь развития, целей и задач внедрения технологий «умного региона», а также устранение препятствий по внедрению «умных» решений.
Для того, чтобы цифровые преобразования регионального развития в белорусских условиях осуществлялись более динамично, необходимо:
наличие в местном управлении кадров, обладающих знаниями и практическим опытом планирования и проведения работы по информатизации на уровне регионов в целях их развития;
в комплексных планах развития административно-территориальных единиц рассматривать информатизацию в качестве приоритетного направления и (или) источника эффективного развития;
информировать население о возможных решениях «умного региона»
и ожидаемых эффектах от их внедрения, учесть мнение жителей
о целесообразности тех или иных «умных» решений и особенностях их реализации.
Вместе с тем, в настоящее время цифровые преобразования регионального развития в белорусских условиях осуществляется медленно и основываются преимущественно на решениях, инициированных на республиканском уровне. К основным причинам подобной ситуации представляется возможным отнести:
отсутствие в местном управлении кадров, обладающих знаниями и практическим опытом планирования и проведения работы по информатизации на уровне регионов в целях их развития;
в комплексных планах развития административно-территориальных единиц информатизация не рассматривается в качестве приоритетного направления и (или) источника эффективного развития;
концентрация на решении проблем регионов традиционными способами, актуальными для этапа индустриального способа развития;
недостаточная информированность населения о возможных решениях «умного региона» и ожидаемых эффектах от их внедрения, отсутствие механизмов учета мнения жителей о целесообразности тех или иных «умных» решениях и особенностях их реализации.
В настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 293 по поручению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
ОАО «Гипросвязь» выполняется адаптация Типовой концепции развития «умных городов» в Республике Беларусь для указанных выше административно-территориальных единиц. В результате будут разработаны уточненные концепции развития «умных» административно-территориальных единиц, включая «дорожную карту» реализации концепций, содержащую перечень планируемых мероприятий (внедряемых «умных» решений) и ожидаемые результаты.
В процессе формирования перечня внедряемых «умных» решений необходимо учитывать наличие подобных решений, внедряемых на республиканском и областных уровнях, особенности развития каждой административно-территориальной единицы, имеющиеся потребности (жителей, бизнеса и органов местного управления), потенциальные «точки роста» региона и наличие необходимых условий для адаптации его жителей
к новым условиям. При отборе «умных» решений для включения
их в планируемую «дорожную карту» будут учтены их важность
для регионального социума в целом, социальная направленность, степень удовлетворения конкретных потребностей, возможность привлечения сторонних источников финансирования, наличие потенциальных исполнителей, степень интеграции с другими «умными» решениями, ожидаемые сроки реализации, состояние существующей нормативной правовой базы, имеющийся и планируемый уровни развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионе, мнение жителей об актуальности, целесообразности и важности предлагаемых решений, готовность населения, бизнеса и администрации региона к их внедрению и другие существенные факторы. Окончательный отбор решений, включаемых в «дорожную карту», будет произведен по результатам широкого обсуждения, оценки и согласования с последующим утверждением документа руководителем административно-территориальной единицы.
Потенциальные «точки роста» в регионе определяются наличием неиспользуемых или используемых неэффективно ресурсов (людских, материальных), которые могут быть эффективно использованы в производстве товаров или услуг с применением современных ИКТ. Поиск таких потенциальных «точек роста» требует наличия полной и достоверной информации о занятости населения в регионе, уровне квалификации потенциальных работников и возможности их обучения, наличии свободных (не используемых в производстве) площадей, состояния транспортных коммуникаций, залежей полезных ископаемых, возможностей по производству предприятиями промышленности и сельского хозяйства различных видов продукции, наличия и специфику учреждений высшего и среднего специального образования, существующей специализации региона на производстве конкретных видов продукции и других факторов.
В целях учета мнения населения и бизнес-сообщества региона о актуальности, целесообразности и важности возможных «умных» решений, существующих неудовлетворенных потребностях жителей и бизнес-сообщества, наличии потенциальных «точек роста», а также иных возможностях, позволяющих организовать производство товаров или услуг с высокой добавленной стоимостью на основе современных ИКТ, руководство ОАО «Гипросвязь» просит заинтересованных лиц сообщить свое мнение в произвольной форме по электронной почте aup@giprosvjaz.by.