• "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь!               Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
Главная -  Торговля -  Новости и объявления

Типичные ошибки, совершаемые субъектам в сфере торговли, общественного питания, рекламной деятельности, лицензирования

11.07.2024

Допускаются нарушения в сфере торговли и общественного питания:

требований пункта 13 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 №713 «О системе регулирования цен», пункта 11постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 № 74 «О перечнях товаров – отсутствие согласованного в установленном порядке перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, а так же отсутствие  групп и (или) видов товаров по  перечню товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте;

пункта 4 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», согласно которому субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров, за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли;

постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 № 74 «О перечнях товаров» в части соответствия ассортиментного перечня требованиям законодательства;
            реализация товаров с истекшим сроком годности, недоброкачественных товаров, использование водоизмерительного оборудования не прошедших государственную поверку - нарушения требований пункта 3 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее - Правил), согласно которому продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей, общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии, требования технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза, иные обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, правила пользования средствами измерений, включая обязанность использования исправных средств измерений, прошедших государственную поверку.

отсутствие необходимой и достоверной информации для потребителей нарушения – нарушение требований пункта 7 Правил, согласно которому продавец обязан довести до сведения покупателей на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех дверях, предназначенных для входа покупателей, или фасаде капитального строения (здания, сооружения), в котором расположены торговый объект, объект общественного питания, в ином доступном для ознакомления покупателей месте, свое наименование (фирменное наименование), а если продавцом является индивидуальный предприниматель  – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта, объекта общественного питания (при наличии такого наименования), тип объекта общественного питания (при его наличии),режим работы;

у сотрудников отсутствуют нагрудные знаки в нарушение требований пункта 8 Правил;

нарушение требований пункта 10 Правил, согласно которому продавец обязан своевременно довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах, продукции общественного питания, оказываемых услугах, связанных с продажей товаров, осуществлением общественного питания;

пункта 21 Правил, согласно которому продавец обеспечивает наличие ценников на товары с указанием их наименования, сорта (при его наличии), количества, цены за единицу количества товаров или единицу товаров, страны происхождения товаров;

отсутствие информации о запрете продажи отдельных товаров несовершеннолетним лицам в местах продажи этих товаров  в нарушение требований пунктов 33, 33-1, 34 Правил;

требований пункта 41 Правил в меню не указана информация о продукции общественного питания и (или) товарах, предлагаемых покупателю в течение определенного периода времени при оказании услуг общественного питания, с указанием их наименования, количества (порции), цены за единицу количества (порции) продукции общественного питания и (или) товара, страны происхождения товаров, доводимая до сведения покупателей в установленном порядке;

пункта 44 Правил, согласно которому в магазинах, павильонах, автомагазинах, интернет-магазинах при указании цены пищевых продуктов, масса или объем которых составляет менее (более) 1 килограмма или 1 литра, за исключением товаров в определенном наборе, алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, яйца, а также иных пищевых продуктов, масса или объем которых составляет менее 50 граммов или 50 миллилитров, продавец дополнительно к информации о цене товаров обязан указывать на ценниках, в иных источниках информации о цене товаров, распространяемых неопределенному кругу лиц в таких торговых объектах, на сайтах этих интернет-магазинов, цену таких товаров за 1 килограмм или 1 литр;

требований пункта 46  Правил, согласно которому при продаже расфасованных весовых пищевых продуктов продавец обязан предоставить покупателям помимо сведений, предусмотренных настоящими Правилами, информацию об их массе нетто, цене за 1 килограмм, цене отвеса, дате их фасования, времени фасования (для пищевых продуктов, срок годности которых составляет не более 72 часов);

требований пункта 471 Правил, согласно которому в местах продажи молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, на потребительской упаковке которых указана информация о наличии растительных масел, их выкладка производится способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождается информационной надписью «Продукты с заменителем молочного жира»;

В нарушение требований пункта 50 Правил отсутствовала информация о реализуемых табачных изделиях размещаемая в виде перечня этих изделий с указанием их наименований, расположенных в алфавитном порядке (начиная с наименований табачных изделий на белорусском и (или) русском языках), и цены;

Допускаются нарушения при осуществлении рекламной деятельности:

размещение средств наружной рекламы без наличия у  рекламораспространителя  разрешения городского исполнительного комитета
Допускаются нарушения пункта 1 статьи 13 Закона «О рекламе», согласно которому размещение средства наружной рекламы без наличия у  рекламораспространителя  – организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката либо гражданина, осуществляющего ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета запрещается, кроме средств наружной рекламы,  перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

размещение средств наружной рекламы на иностранном языке в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона «О рекламе», согласно которому реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках;

размещение информации о реализуемой алкогольной продукции с указанием изображения алкогольных напитков и их потребительской упаковки, наименование видов алкогольных напитков, что является нарушением абзаца 9 пункта 1 статьи 17 Закона, а также имеющей изображение и текст, призывающий к употреблению данных напитков, что является нарушением абзаца 12 пункта 1 статьи 17 Закона. Так, согласно статье 17 Закона запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, содержащей информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской упаковки, наименование видов алкогольных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет;

требований  абзаца 9 пункта 1 статьи 18 - запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков  и пункта 21 статьи 18 Закона согласно которому реклама пива и слабоалкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее десяти процентов площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.

Лицензирование. Вид деятельности: «Розничная торговля алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения»:

Нарушения:

грубые нарушения законодательства о лицензировании, выразившихся в наличии у лицензиата просроченной задолженности два раза и более в течение 12 месяцев по расчетам за поставленные алкогольные напитки и табачные изделия;

грубые нарушения законодательства о лицензировании, выразившиеся в:

розничной торговле нетабачными никотиносодержащими изделиями в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом,

 розничной торговле нетабачными никотиносодержащими изделиями без специальных марок и (или) специальных знаков, если маркировка указанных изделий этими марками, знаками предусмотрена законодательными актами,

розничной торговле нетабачными никотиносодержащими изделиями, подлежащими обязательной оценке соответствия, без документов об оценке соответствия, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза: нарушение требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2016 г . № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь», Технического регламента Таможенного союза 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», в части подтверждения соответствия и маркировки.

 

Допускаются нарушенияпорядка формирования розничных цен на товары:

требования абзаца 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании", пункта 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 N 713 "О системе регулирования цен", части 2 пункта 23 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.08.2021 N 55.

Административная ответственностьза указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – «Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок, наценок)».

Административная ответственность  за нарушение законодательства о торговле:

статья 13.11. «Нарушение порядка осуществления торговли и общественного питания, оказания услуг населению, реализации товаров физическими лицами» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях части:
1. Нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения –

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста базовых величин.

3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе:

статья 13.9. «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях части:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин.

2. Проведение рекламной игры ее организатором с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами, и (или) правил проведения данной игры –

влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятисот базовых величин.

3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в ее размещении (распространении) в местах, где оно запрещено, либо в нарушении предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков и пива, –

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

4. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленного порядка рекламы алкогольных напитков, выразившееся в бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков (за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях, и официальных мероприятий, проводимых по решению государственных органов), в том числе предоставлении более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари, либо организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков (за исключением рекламных мероприятий, проводимых в маркетинговых целях в объектах общественного питания), –

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

5. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленного порядка рекламы пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в бесплатном (безвозмездном) распространении пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях), в том числе предоставлении более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одного мероприятия, пари, а при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания – более пяти литров таких напитков одному лицу в качестве призов (подарков), либо организации и проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков (за исключением рекламных мероприятий, проводимых в маркетинговых целях в объектах общественного питания), –

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

6. Размещение (распространение) рекламы табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения с нарушением установленных законодательными актами запретов, использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием видов табачных изделий, бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пари, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия, нетабачные никотиносодержащие изделия или жидкости для электронных систем курения или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари, совершенные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, –

влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до ста базовых величин.

Административная ответственность за нарушение законодательства о лицензировании:

статья 13.3. «Незаконная предпринимательская деятельность» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях части:

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, –

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Год мира и созидания Выборы 2025 85-летие Брестской области 80 лет Геноцид белорусского народа Национальный конкурс «Предприниматель года» О содействии занятости населения Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Сбор предложений по проблемным вопросам законодательства Республиканский конкурс "Семья года" - 2024 Лицензирование ПОМОЩЬ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Карта запретов и ограничений на посещение лесов Мобильная группа Барановичского горисполкома Защита прав потребителей Уведомления о начале осуществления вида экономической деятельности Совет по развитию предпринимательства Умный город Рейтинг организаций ЗОЖ Здоровые города Брестчины Карта здоровья Официальный сайт Республики Беларусь Активное долголетие Гендерная статистика Занятость молодежи Гуманитарное сотрудничество
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Брестский облисполком
Национальный прававой интернет-портал Республики Беларусь
Национальный центр электронных услуг