Начальник управления защиты прав
потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного
регулирования и торговли Инна Гаврильчик рассказала о новых требованиях к
рекламе в Беларуси во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.
Использование в рекламе образов людей
"Одно из основных изменений состоит в том, что из закона исключаются
требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, работ, услуг и
наружной рекламы только с привлечением организаций и граждан Беларуси.
Также исключаются требования об использовании в такой рекламе только
образов белорусских граждан. Это означает, что можно будет использовать
любые образы, а также привлекать к изготовлению рекламы не только
отечественные организации, но и иностранные. При этом важно понимать: у
белорусских граждан нужно получить согласие на использование их образов в
рекламе. Если используете образы иностранных граждан, в том числе
известных личностей, необходимо соблюдать авторские права", - сказала
Инна Гаврильчик.
Табачные и нетабачные изделия
Вводится также запрет на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий
и жидкости для электронных систем курения. "Но есть исключения: можно
будет рекламировать эти товары на сайтах производителей и импортеров в
национальном сегменте сети Интернет. Во всех иных местах, в том числе в
торговых объектах, реклама этой продукции будет запрещена", - добавила
представитель МАРТ.
Изменения коснутся и рекламы табачных изделий. "Думаю, все знают, что
она запрещена полностью, вместе с тем с 8 июля будет допускаться ее
размещение на сайтах производителей, заказчиков такой продукции и их
импортеров в национальном сегменте сети Интернет. При этом законом будет
четко определено, какую информацию на таких сайтах можно размещать. В
частности, это наименование производителя, вид, наименование и
потребительские свойства табачных изделий и изображение потребительской
упаковки. В иных местах, как было и ранее, реклама табачных изделий
полностью запрещена", - отметила Инна Гаврильчик.
Алкоголь
Изменения предусмотрены для рекламных мероприятий, которые могут
проводиться в объектах общественного питания. "Допускается проведение
рекламных мероприятий в маркетинговых целях, направленных на продвижение
алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. При этом
допустимо бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков в
объеме до 5 л включительно одному лицу в качестве призов либо подарков.
Это означает, что, например, может быть сделана скидка на второй бокал
пива и так далее, но еще раз повторюсь, что такие мероприятия
разрешается проводить только в объектах общественного питания. И это не
означает, что их можно проводить в торговых объектах. Здесь важно
понимать эту разницу", - обратила внимание специалист.
Наружная реклама
Новации коснутся сроков и порядка выполнения административной
процедуры по выдаче, продлению действий и переоформлению разрешения на
размещение средства наружной рекламы. Предусматривается принцип одного
окна, а также право рекламораспространителя на размещение средства
наружной рекламы без проектной документации. "То есть при подаче
документов на получение разрешения на размещение рекламной конструкции
проектную документацию предъявлять не нужно. А если ее будут требовать,
то такое требование будет незаконным", - пояснила представитель МАРТ.
Реклама на телевидении
По словам Инны Гаврильчик, будет допускаться показ рекламы в детских
художественных фильмах, иных детских и образовательных передачах в
начале, конце и через каждые полчаса передачи при длительности рекламных
пауз не более 1 минуты. Содержание такой рекламы должно соответствовать
особенностям детской и подростковой аудитории.
Кроме того, вводится запрет рекламы на иностранных телеканалах,
транслируемых на территории Беларуси в системе кабельного телевидения,
то есть с 8 июля реклама с этих каналов должна будет исключаться. "При
этом замещать эти паузы можно социальной рекламой. Операторам кабельного
телевидения следует к 8 июля подготовиться - контент должен быть очищен
от рекламы", - подчеркнула специалист.
Социальная реклама
Согласно нововведениям будет допускаться указание в социальной рекламе
в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья,
здорового образа жизни и социальной защиты населения наименований, имен
спонсоров, а также организаций, оказавших содействие. "Можно будет
указывать их товарные знаки, эмблемы и иную символику. При этом для
такой информации увеличен размер площади рекламы, которую она может
занимать: если ранее была 5%, теперь этот размер увеличен до 7%. На
телевидении, радио этому должно отводиться не более 3 секунд", - сказала
Инна Гаврильчик.
Изменения вступят в силу с 8 июля 2021 года.