Вниманию субъектов хозяйствования! О разъяснении Декрета №7
В связи с вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) обращаем внимание на правильность осуществления административных процедур в сфере рекламной деятельности.
Относительно проектной документации.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования, осуществляющие рекламную деятельность вправе не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы.
Согласно абзацу третьему подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 срок рассмотрения местными исполнительными и распорядительными органами заявления о размещении средства наружной рекламы и принятия по нему решения не может превышать пятнадцати рабочих дней, а в случае, если требуется разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям - тридцати рабочих дней.
Из приведенных норм Декрета № 7 следует, что понятия «проектная документация» и «проект привязки» разделены, т.е. проект привязки не охватывается термином «проектная документация», а фактически является составной частью процесса оформления разрешения на размещение средства наружной рекламы.
В силу статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декрет имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь.
Таким образом, после вступления в силу Декрета № 7 (с 26 февраля 2018 года) не действуют, например, нормы:
пункта 16 Положения о порядке размещения средства наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее - Положение): местный исполнительный и распорядительный орган не вправе будет выдавать задание рекламораспространителю на разработку, согласование и утверждение проектной документации; рекламораспространитель не обязан представлять в местный исполнительный и распорядительный орган проектную документацию;
пункта 18 Положения: не может быть основанием для отказа в утверждении паспорта средства наружной рекламы и выдаче разрешения размещение средства наружной рекламы без проектной документации.
Относительно размещения средства наружной рекламы не в соответствии с разрешением (утвержденным паспортом) на размещение средства наружной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 Положения размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета (далее - исполком).
Согласно пункту 17 Положения разрешение выдается исполкомом путем утверждения паспорта средства наружной рекламы.
В соответствии с установленной формой паспорта средства наружной рекламы он содержит фотографию средства наружной рекламы и сведения о нем, адрес места его размещения и точное место на участке местности.
Несоответствие установленного средства наружной рекламы сведениям, содержащимся в его паспорте (в том числе установка средства наружной рекламы не в месте, указанном в паспорте, а на расстоянии от него при превышении установленных нормативных отступлений от места привязки), фактически свидетельствует об отсутствии паспорта на него. Такие обстоятельства будут создавать нарушение требований пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее - Закон) и пункта 4 Положения.
В случае неисполнения предписания исполкома об устранении нарушения (размещении средства наружной рекламы в соответствии с выданным разрешением) повторное в течение года нарушение является основанием для аннулирования разрешения на основании абзаца третьего части первой пункта 20 Положения. Демонтаж такого средства наружной рекламы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 21 Положения.
Административная ответственность за эти нарушения предусмотрена частью 1 статьи 12.15 КоАП Республики Беларусь.
Относительно сроков административных процедур.
Согласно абзацу третьему подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 срок рассмотрения исполкомами заявления о размещении средства наружной рекламы и принятия по нему решения не может превышать пятнадцати рабочих дней, а в случае, если требуется разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям, - тридцати рабочих дней. Срок рассмотрения заявления о продлении действия разрешения на размещение средства наружной рекламы и его переоформлении не может превышать пяти рабочих дней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2010 года «Об основах административных процедур» (далее - Закон об административных процедурах) днем окончания осуществления административной процедуры считается день принятия административного решения.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об административных процедурах административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры принимается в письменной либо электронной форме, в том числе посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.
В соответствии со статьей 27 Закона об административных процедурах:
административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено частью четвертой данного пункта;
заинтересованное лицо имеет право получить административное решение (его копию, выписку из него), выдаваемое при осуществлении административной процедуры, при обращении в уполномоченный орган.
Заключение (подписание) договора должно осуществляться в срок, установленный для административной процедуры.
В силу абзаца пятого пункта 18 Положения в утверждении паспорта средства наружной рекламы и выдаче разрешения может быть отказано в случае не заключения договора в установленные сроки по вине рекламораспространителя. Таким образом, в рассматриваемом случае на основании абзаца пятого пункта 18 Положения принимается решение об отказе в осуществлении административной процедуры.
Относительно оснований отказа в осуществлении административной процедуры.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 отказ в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, продлении действия этого разрешения и его переоформлении должен быть основан на требованиях законодательства.
Основания для отказа в выдаче разрешения и продлении действии разрешения предусмотрены соответственно пунктами 18 и 39-5 Положения.
Основания для отказа в переоформлении разрешения на размещение средства наружной рекламы в действующем законодательстве отсутствуют.
Таким образом, в осуществлении административной процедуры по переоформлению разрешения не может быть отказано. Отказано может быть только в принятии заявления об осуществлении такой административной процедуры при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-2 статьи 17 Закона об административных процедурах. Так, приняв заявление и ознакомившись с представленными документами, убедившись, что основания для переоформления разрешения, предусмотренные частью первой пункта 23 Положения, отсутствуют (например, средство наружной рекламы было не продано другому лицу, а лишь передано в аренду), на основании пункта 5 статьи 17 Закона об административных процедурах исполком принимает административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица в течение трех рабочих дней со дня регистрации такого заявления.
Относительно отмены согласования наружной рекламы.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 с 26 февраля 2018 года субъекты хозяйствования размещают наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с исполкомами, а также иными государственными органами, за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами).
Согласно статье 1 закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 года «Об экспортном контроле» специфические товары (работы, услуги) - продукция военного назначения, товары (работы, услуги) двойного применения, а также товары (работы, услуги), контролируемые в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг).
Таким образом, термин «специфические товары (работы, услуги)» используется в законодательстве Республики Беларусь исключительно в отношении продукции военного назначения, товаров (работ, услуг) двойного применения, а также товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, включенных в перечни специфических товаров (работ, услуг).
Перечни специфических товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. № 15/137.
Понятие «содержание наружной рекламы» включает в себя всю информацию - тексты и изображения, а также их композиционнографические и эстетические элементы.
В силу приведенной нормы Декрета № 7 согласование наружной рекламы для размещения на недвижимых материальных историко- культурных ценностях категории, на их территории и в зонах их охраны не требуется.