К сведению субъектов хозяйствования. Практика применения чек-листов при назначении выборочных проверок
Для снятия надзорной нагрузки, в целях минимизации вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, им направляется чек-лист. Контролирующий (надзорный) орган при планировании проверок должен использовать чек-листы, которые направляют предполагаемой проверяемой организации для получения информации, последующего анализа соблюдения проверяемой организацией законодательства и определения необходимости назначения выборочной проверки. Организация должна не позднее 10 рабочих дней со дня получения чек-листа представить контролирующему (надзорному) органу информацию по контрольному списку вопросов.
Порядок применения чек-листа определен Указом Президента Республики Беларусь Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Новые формы чек-листов утверждены и размещены на официальных сайтах контролирующих органов в сети Интернет. На официальных сайтах Госстандарта и Брестской областной инспекции Госстандарта (http://brestinsp.datacenter.by/) опубликованы чек-листы, утвержденные Приказом Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2017 № 185.
При этом чек-лист обязательно применяется при планировании проверок, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа предусмотрено его использование (часть 4 пункта 17 «Положения о порядке организации и проведения проверок», утвержденного Указом № 510.
При отборе субъектов с высокой степенью риска для выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе: представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии); полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера; полученная от государственного органа, иной организации или физического лица и др.
По итогам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации о субъекте с высокой степенью риска, в соответствии с методикой, им изучается возможность выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки.
При невозможности выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) контролирующим (надзорным) органом принимается решение о включении субъектов с высокой степенью риска в планы выборочных проверок.
За непредставление в установленный срок либо представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, к виновным должностным лицам организации может быть применено предупреждение или наложен штраф в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Специалистами Брестской областной инспекцией Госстандарта в первом полугодии 2019 года на руководителей субъектов хозяйствования было составлено 15 протоколов по ст. 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за непредоставление документов (чек-листа).
По вопросам заполнения чек-листов специалистам предприятий можно обратиться по электронному адресу Брестской областной инспекции Госстандарта nadzor_brest@gosstandart.gov.by или csmaio@brest.by, а также по телефону 8 (0162) 53-95-56.